Выйти Личный кабинет Мои ответы по паркам Мои конкурсы Мои ответы по конкурсам Мои результаты Мои апелляции Личный кабинет (ЕСР) Организаторам

Почти 300 площадок ждут участников Олимпиады "Музеи. Парки. Усадьбы"

Полный список площадок доступен в Каталоге.

Просим перед регистрацией прочитать правила и инструкцию по регистрации.

подробнее

Осторожно, двери закрываются!

Опубликованы результаты конкурса.

Метрополитен - это неотъемлемая часть жизни каждого, кто активно перемещается по Москве. Но, к сожалению, в спешке и суете мы часто оставляем без внимания исторические и эстетические особенности станций. При погружении в историю Метрополитена невольно удивляешься, насколько эта подземная транспортная сеть напоминает огромный музей, посетителями которого каждой день становятся миллионы людей. В рамках конкурса "Осторожно, двери закрываются!", который стал традицией в нашей Олимпиаде, мы предлагаем вам окунуться в эпоху создания метро, подивиться уникальности станций и линий и заметить особенности самобытных вестибюлей. Следующая станция...

Особенности конкурса

  • Московское центральное кольцо (МЦК) не является частью Метрополитена. Заданий по МЦК в конкурсе нет.
  • За каждый вопрос можно получить определенное количество баллов. Максимальное количество баллов за вопрос (или его часть) указано после номера вопроса.
  • Результаты по этому, как и по другим конкурсам, не суммируются с результатами по музеям, усадьбам и паркам.
  • Зачет по конкурсу только личный. Если работа отправлена от учетной записи команды, то автором ответов будет считаться капитан команды.

Правила конкурса "Осторожно, двери закрываются!"

Как выполнять задания и отвечать на вопросы этого конкурса:

  • Внимательно прочитайте правила конкурса, приведенные ниже.
  • Для ответа на большую часть вопросов вам потребуется посетить одну или несколько станций метро. Пожалуйста, будьте аккуратны и внимательны! Не нарушайте правила Метрополитена! Будьте вежливы по отношению к пассажирам Метрополитена, сотрудникам, другим участникам олимпиады.
  • Каждому участнику Олимпиады при посещении станций с целью поиска ответов на вопросы необходимо иметь с собой символику Олимпиады.
  • Прочитайте список вопросов, который приведен ниже. Какие-то задания могут показаться вам сложными, но не стоит сразу отказываться от вопроса, если вы сходу не знаете на него ответ. На поиск ответов у вас есть больше 2 недель, то есть будет время вернуться к вопросам и подумать над ними.
  • Отвечать можно на любое количество вопросов - нет никаких ограничений. За ответы на вопросы дается определенное количество баллов (баллы за каждый вопрос или подпункт вопроса указаны после задания).
  • Когда вы ищете ответы на вопросы на станции, внимательно смотрите по сторонам, потому что "на вывеске может быть 7 больших хорошо заметных ежиков и один маленький и незаметный".
  • Если в вопросе есть задание "сделать фото", то на фотографии должна быть ваша зверушка-путешественница (если фотография отсутствует или на ней нет зверушки-путешественницы, то весь ответ на данный вопрос (на все его подпункты) не будет засчитан).
  • Фотографии (допустимые форматы jpg и png), которые вы делаете, не должны превышать 2 Мб. Фотографии и файлы в других форматах присылать не надо.
  • Найдя ответ на вопрос, загрузите его на сайт (через форму "Отправить ответ" внизу страницы: при нажатии на кнопку появляется форма, в которой есть место для ввода текста и выбор файла для загрузки фотографии). Ответ на каждый вопрос надо загружать отдельно, обязательно указывая номер вопроса, в противном случае могут возникнуть ошибки проверки.
  • Пожалуйста, выполняйте задания самостоятельно (командой). Если у разных участников ответы будут идентичными, то ответы не будут засчитываться всем этим участникам.
  • Не забывайте про критерии проверки работ и общие правила конкурсов.
  • Победители будут определяться по сумме набранных баллов.
  • Результаты будут опубликованы после окончания конкурса.

Пожалуйста, помните, что сотрудники Метрополитена не имеют отношения к олимпиаде и не знают ответов на вопросы! Не надо задавать им вопросы, касающиеся конкурса по метро и всей Олимпиады, а также не надо сдавать им ответы на вопросы!

Вопросы

Вопрос 1

При проектировании этой станции метро в план была включена одна важная конструктивная особенность. Сделано это было для того, чтобы справиться с повышенным потоком пассажиров во время массовых мероприятий на одном из больших московских стадионов. Стадион в тот момент тоже только проектировался, и в своём первоначальном виде он так и не был построен. А станция, благодаря своей конструктивной особенности, стала самой широкой станцией Московского метрополитена.

  • Сфотографируйте свою зверушку-путешественницу на фоне этой «особенности». (5 баллов)
  • На какой еще станции метро есть такая же особенность конструкции? (3 балла)

Вопрос 2

Название одной из самых новых линий московского метро уже использовалось раньше. Это название очень короткое время носила другая линия, хорошо известная каждому. Всё потому, что кроме этих двух одноимённых линий планировалась ещё третья (самая маленькая), от строительства которой в итоге отказались. Все три линии должны были стать очень похожими между собой, но отличаться от всех других линий метро.

На более старой, хорошо известной вам линии найдите станцию с самым коротким названием. Рассмотрите декоративные элементы, украшающие путевые стены этой станции. На одном из них сохранилось изначальное название линии.

  • Назовите станцию и обе линии. (5 баллов) 
  • Что написано на декоративном медальоне? (5 баллов) 

Вопрос 3

Эта станция – единственная в московском метро подземная станция с боковыми платформами и самая первая изогнутая станция в Москве. На ней был открыт первый в истории московского метро переход между линиями. Станция успела поработать в составе трёх линий метрополитена.

  • Назовите станцию. В составе каких линий она успела побывать? (5 баллов)
  • Сфотографируйте зверушку-путешественницу на мосту между платформами. (5 баллов)

Вопрос 4

В 1940 г. по ночам на этой станции работала физическая лаборатория. Советские физики Г. Н. Флёров и К. А. Петржак изучали процесс распада атома урана. На поверхности земли точности наблюдений препятствовало космическое излучение, поэтому было решено перенести лабораторию на глубину 40 метров – в московское метро.

Интерьер станции посвящен советскому спорту. Пилоны украшены фарфоровыми медальонами с изображением различных видов спорта.

  • Назовите станцию. (3 балла)
  • Сфотографируйте зверушку-путешественницу на фоне изображения фигуристки. (7 баллов)

Вопрос 5

Это первая в мире станция колонного типа глубокого заложения. До этого на большой глубине строились только станции с массивными пилонами, разделяющими станцию на три тоннеля: центральный зал и боковые платформы. Использование высоких колонн вместо громоздких пилонов позволило сделать станцию лёгкой, изящной и просторной. Потолочные ниши со светильниками украшены мозаиками по эскизам Александра Дейнеки. Проект станции получил в 1939 году гран-при на всемирной выставке в Нью-Йорке.

Станция названа в честь одного из главных поэтов и художников русского авангарда. Когда-то и площадь, под которой находится станция, носила имя этого поэта. Возле памятника этому поэту по вечерам собирались молодые московские поэты: читали и обсуждали свои стихи.

  • Назовите станцию.(2 балла)
  • Рассмотрите потолочные мозаики в основном станционном зале. На скольких из них есть изображения самолётов? (8 баллов)

Вопрос 6

В начале Великой Отечественной войны Москва подвергалась активным авиаударам. В первую очередь немецкие самолёты пытались вывести из строя командные пункты советских войск.

В это время началось строительство специальных подземных бункеров для штаба. Главный бункер расположился под Кремлём, но было еще несколько. Одно из таких подземных военных сооружений, построенное уже после войны, сейчас рассекречено. Это бункер на станции метро «Таганская». Сейчас в нём оборудован музей Холодной войны.

На время строительства бункеров ставка командования была перенесена на одну из станций московского метро.  Станция была закрыта, поезда проходили её без остановки. На тот момент станция не имела центрального зала: только аванзал у эскалаторов и две платформы.

Сейчас эта станция носит другое название, и внешне она сильно изменилась. Появился центральный зал, переходы на две другие станции метро.

  • Как сейчас называется эта станция? (3 балла)
  • Каким символом украшены вентиляционные решетки на платформах? (7 баллов)

Вопрос 7

Осенью 1936 года в Москве планировали строительство Дворца кино (название изменено). Кино в СССР считалось важнейшим из искусств, поэтому здание должно было архитектурно подчинить себе главный театр Москвы, расположенный как раз напротив, и всю площадь, на которой планировали построить кинотеатр. В частности, архитекторы должны были предложить вариант фасада одной из двух огромных гостиниц, находящихся на той же площади. Фасад должен был сочетаться со зданием кинотеатра и завершать архитектурный ансамбль площади.

Все проекты кинотеатра, представленные на конкурс, были отклонены. Они не решали проблему реконструкции площади и страдали гигантоманией. Кинотеатр построен не был.

Но в Москве осталось здание, которое хранит память о нереализованном проекте кинотеатра. Это один из вестибюлей метро. Его соорудили так, чтобы позже встроить в здание кинотеатра. Поэтому перед архитектором стояла сложная задача: спроектировать вестибюль, который может гармонично существовать и самостоятельно, и как часть огромного здания.

Большой овальный эскалаторный зал должен был стать частью будущего здания кинотеатра. Вход в кинотеатр предполагалось соорудить в одной из стен этого зала. Сейчас в этой стене сделан выход в город, хотя изначально стена была глухой. Выход осуществлялся там же, где и вход: в специальном павильоне, временно (как тогда казалось) пристроенном к вестибюлю. Павильон этот находится чуть в стороне от эскалаторного зала. Сделано это специально, чтобы вход в метро можно было не закрывать на время строительства кинотеатра.

Если приглядеться, в левых дверях павильона (где раньше был выход в город) можно увидеть следы от крепления букв «Нет входа».

  • Назовите площадь, на которой находится павильон.(3 балла)
  • Какой памятник установлен внутри павильона? (5 баллов)

Вопрос 8

Одна станция названа в честь ученика, а соседняя - в честь его учителя. Изображения ученика можно найти по всему метрополитену, изображения учителя встречаются гораздо реже.

  • Какой символ украшает балюстрады лестниц в центре зала станции, названной в честь учителя? (8 баллов)
  • Раньше в метро была еще одна станция, названная в честь учителя. Сейчас она переименована, но на станции сохранился большой портрет учителя. Сфотографируйте его. (8 баллов)

Вопрос 9

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Использовать эту фразу как схему маршрута в Московском метро нельзя. Но если дополнить её несколькими словами, получится схема, к которой подходят различные маршруты поездок в метро. Дополните фразу минимальным количеством слов так, чтобы получилась работающая схема маршрута.

  • Какая фраза у вас получилась? (8 баллов)
  • Выпишите самый короткий (по количеству станций) маршрут, подходящий к вашей фразе. (8 баллов)

Вопрос 10

На каких станциях поезда с обеих платформ едут в одном и том же направлении? Вам нужен старый зал самой новой из таких станций. В одном конце этого зала расположен выход в город, а во втором находится большая декоративная композиция.

  • Из чего она состоит? (8 баллов)

Вопрос 11

Обратите внимание, с каких букв начинаются названия станций московского метро. Если разделить все станции по этому принципу, можно найти пять уникальных станций. Среди них выберите ближайшую к центру.

  • Назовите станцию. (5 баллов)
  • Сколько раз в оформлении станции используется её название? (Будьте внимательны!). Опишите, в каких элементах оформления станции вы нашли упоминание названия и по сколько раз. (10 баллов)

Вопрос 12

На месте нескольких станций метро раньше текла река. Названия двух из них содержат прямые отсылки к истории этой реки. Вам нужна более молодая станция из этих двух. Найдите панно в южном торце станции. Как называется самое высокое здание, изображенное на этом панно?

  • В ответе укажите станцию и здание. (10 баллов)

Вопрос 13

Один ценитель подземной архитектуры совершил прогулку по Московскому метро. Каждый раз, оказываясь на какой-нибудь станции или проезжая мимо неё на поезде, он записывал в блокнот первую букву названия станции. В итоге у него получилась строчка:

сабо толк лото лоб бас

  • Где он начал свою прогулку и где он её закончил? (5 баллов)
  • Сколько человек изображено на барельефе в торце финишной станции? (5 баллов)

Вопрос 14

Московский метрополитен - подземная транспортная система города, поэтому при выходе с большинства станций уже с самой платформы мы движемся вверх. Однако это не везде так.

  • Назовите станции, где изначально для выхода нужно двигаться вниз. Каждая станция - 2 балла, каждая неверная станция - минус 2 балла.

Вопрос 15

Найдите на карте Москвы станции метро, непосредственно граничащие с музеем, парком и усадьбой (или дворцом) одновременно. Среди этих станций найдите самую молодую.

  • Какое здание изображено на большом стеклянном панно над эскалаторами, ведущими в станционный зал? (8 баллов) 

Сроки: 7 - 25 апреля 2018 года

Возрастная категория: 5-11 классы

Тип зачета: личный и командный (для команд)

Тэги: Фото-конкурс, Вопрос на засыпку, Маршрутный, Исторический